Город Уфа. История застройки города

В 1802 году Уфа получила статус губернского города, что способствовало развитию градостроительства и городского хозяйства.

До XIX века строительство в городе шло стихийно, без единого плана. В связи с этим по утвержденному в 1803 году плану предполагалось перенести город на сравнительно ровную и сухую местность. Однако из-за недостатка средств намерение это осталось невыполненным.

Генерал-губернатор Г.С.Волконский представил новый проект плана, который был утвержден царским правительством 3 марта 1819 года. По этому плану предусматривалось расширение города от улицы Телеграфной (ныне ул.Цюрупы) до улицы Никольской (ныне ул.М.Гафури) и от реки Белой до ул.Богородской (ныне ул.Революционная).

Застройка города производилась главным образом на средства населения, так как на эти цели правительство отпустило лишь 200 тыс.рублей. Половина этой суммы предназначалась для выдачи горожанам ссуды на строительство домов. Другая половина — на земляные работы и сооружение мостов через рвы и овраги.

Особенно быстро город стал расти с 20-х годов XIX века. К 1860 году в новом городе насчитывалось 139 кварталов, а в старом — 41. Если для старого города характерны кривые, узенькие улицы и переулки, то в новом городе оформлялись прямые и сравнительно широкие улицы, большие площади. Город состоял из групп домов, отделенных друг от друга достаточно просторными усадьбами. Почти все они были деревянными. В 1824 году в Уфе было всего лишь 5 частных каменных домов, а 1857 году их насчитывалось 59. Заметно увеличилось количество домов во владении дворянства, духовенства и купечества. Это объясняется, по-видимому тем, что ссудой на строительство домов пользовались в основном горожане этих сословий. В то же время среди домовладельцев резко уменьшилась доля казаков и солдат, часть которых была переселена на новую пограничную линию между Орской и Троицкой крепостями.

В 20-х годах XIX века на Верхне-Торговой площади было начато строительство Торговых рядов по проекту, разработанному петербургским профессором архитектуры А.И. Мельниковым. Строительство Торговых рядов продолжалось около 40 лет, Торговые Ряды постоянно меняли форму, развивались. После реконструкции 1864 года здание торговых рядов было увеличено и приняло форму слегка вытянутого с юга на север прямоугольника. Ряды представляли собой десятки купеческих лавок, выстроенных по периметру внутри квартала, образованного улицами Александровской (ныне Карла Маркса), Центральной (ныне Ленина), Большой Успенской (ныне Коммунистической) и Пушкина. Крупных зданий в Уфе было мало. Наиболее примечательными среди них были дом губернатора (ныне поликлиническое отделение городской клинической больницы № 1, ул.Тукаева,23), здание духовной семинарии и др.

Дом губернатора построен в начале 50-х годов XIX в. по проекту академика Академии художеств А.Д.Захарова. Губернский архитектор А.А.Гопиус сумел привязать проект к довольно сложному рельефу местности. Дом губернатора явился последним зданием, завершившим формирование Соборной площади, которая представляла образец развитого городского ансамбля позднего классицизма. По плану В.И.Тесте на площади разместился весь административный центр города, состоящий из здания Присутственных мест (Губернских учреждений) (1839, ныне донорский пункт НИИ вакцинации и сывороток им. И.И.Мечникова, ул. Фрунзе, 45), Мужской гимназии (1830-е, ныне ул. Фрунзе, 47), Духовной семинарии (1827, ныне ул. К.Маркса, 3). Доминантой ансамбля стал Воскресенский кафедральный Собор.

Памятником архитектуры первой половины XIX века является построенное в 1852 году здание губернского Дворянского собрания (ныне Уфимский институт искусств, ул.Ленина,14).

Для губернского города, с трех сторон окруженного полноводными реками, большое значение имела возможность регулярной связи с периферией. В 1795 году была предпринята неудачная попытка строительства моста через р.Белую. Поэтому весной и летом единственным средством связи горожан с внешним миром были обычные плавучие средства — паромы и лодки. В южные районы уфимцы ехали через Оренбургскую переправу, на запад — через Вавиловскую, на юго- запад — через Стрешневскую, на север — через Сафроновский перевоз (все через реку Белую). На восток путь лежал через реку Уфу через Дудкину и Каменную переправы.

Летом 1808 года на Оренбургской переправе соорудили первый в Уфе плашкоутный (на лодках) мост.

Городское хозяйство.

Вплоть до 40-х годов уфимские улицы не благоустраивались. Весной и осенью по городу невозм
ожно было проехать из-за непролазной грязи, образовывавшейся от мусора и навоза, выбрасывавшихся жителями прямо на улицу. Для улучшения проезжей части был учрежден специальный денежный сбор в размере 1 процента с оценочного рубля обывательских домов. С тех пор началось устройство мостовых. Были вымощены Соборная (ныне ул. Я.Гашека), Большая Казанская, Александровская (ныне начало ул.К.Маркса) улицы, Соборная площадь (ныне территория Башкирского государственного академического театра драмы им. М.Гафури), Верхне-Торговая площадь (ныне территория Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета).

В 1833 году в районе пересечения улиц Фроловской, Садовой (ныне ул. А.Матросова), Ильинской и Телеграфной был заложен первый общественный сад для отдыха горожан. Лишенный присмотра, сад скоро захирел и стал добычей прожорливых коз. Только в 1860—1861 годах на этом месте вновь разбили публичный сад.

Настоящим бедствием для уфимцев были почти ежегодно возникавшие крупные пожары. В 1803 году в городе сгорели 77 домов, в 1804 г. — 83, 1815г. — 400, 1821г. — 331 дом. Частые пожары были следствием скученности домов, беспорядочного их размещения, особенно в старой Уфе, строительства промышленных предприятий, кузниц и бань вблизи жилых построек, а также отсутствия противопожарных средств в городе деревянной застройки. Как известно, население города ощущало недостаток воды, которая развозилась по домам водовозами от Оренбургского перевоза на р.Белой. Только в 30-40 годы в Уфе стали появляться первые колодцы и пожарные водоемы. В 1827 году на средства горожан создается первая в Уфе пожарная команда из 12 человек с соответствующими инструментами. В середине XIX века она состояла уже из брандмейстера, двух унтер -брандмейстеров и 46 рядовых пожарных; пожарных лошадей насчитывалось 38. В целях борьбы с пожарами полиция ввела крутые меры, например: за курение табака на улице, кипячение самовара во дворе был установлен штраф в размере до 1 рубля серебром.

УФА ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В первые годы после отмены крепостного права (1861) Уфа оставалась резиденцией гражданского губернатора Оренбургской губернии, а с 1865 года стала главным городом выделившейся из нее Уфимской губернии в составе 6 уездов (Уфимского, Белебеевского, Бирского, Стерлитамакского, Мензелинского и Златоустовского).

Развитие в Уфе капиталистической промышленности, превращение ее в крупный транспортный узел, способствовало расширению территории Уфы и росту населения. Город застраивался в двух направлениях: с востока на запад и с юга на север.

В 1879 году границы города проходили на юге уже по правому берегу р.Белой, на склонах которого выделялись слободы Золотуха, Труниловка и Архиерейка. На западе граница застройки — по улице Никольской, отделенной от слободы Нижегородка незастроенным пространством; на севере — по ул.Богородской; на востоке — по Большой Сибирской улице (ныне ул.Мингажева); К востоку от р.Сутолоки граница шла севернее ул.Копейкина (ныне ул.Сун Ятсена) до кладбища и от него на юг до слободы Золотуха.

Дальнейший рост города связан с железнодорожным строительством. В короткий срок было застроено свободное пространство между Никольской улицей и железнодорожной линией от мусульманского кладбища до товарной станции. К северу от Богородской улицы появились Лазаретная и Сафроновская слободы, Малая Бекетовская улица (ныне ул.Белякова), на восточной окраине возникла Малая Сибирская улица (ныне ул.Ветошникова). За 40 лет, с 1864 по 1904 год, заселенная площадь города выросла в 1,7 раза.

Домовладения в Уфе сохраняли черты усадебного быта. Город был застроен небольшими деревянными одноэтажными домами, но в центре встречались двухэтажные и трехэтажные здания. По данным середины 80-х годов деревянные жилые дома составляли 93%, каменные и смешанные — 7%. В архитектурном отношении для Уфы того времени характерен деревянный особняк, в большинстве случаев с тремя окнами на улицу, с удлиненным дворовым фасадом в средней части и обязательно с мезонином. На выступах мезонина имелись крытые террасы с фронтоном. Парадные двери устраивались в виде лоджии с прочным деревянным перекрытием.

На общем фоне выделялись своими размерами и архитектурным оформлением казенные и общественные здания: здание Магометанского духовного управления (1863г.), (ныне помещение Отдела физики и математики Академии Наук, ул.Тукаева,50), здание городского Полицейского Управления и городской пожарной охраны (ныне Управление пожарной охраны МВД РБ, ул.Октябрьской революции, 14), Железнод

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.