Дом Костерина.Город Уфа

 (600x371, 187Kb)

Здание по улице Пушкина, 86 (ныне здание Башкирской таможни) выделяется среди окружающих его домов необычными лепными масками, узорными балкончиками. Стиль купеческий модерн — немного вычурный, никого, однако, не оставляет равнодушным. Во многом из-за этого некоторые уфимцы полагают, что в дореволюционной
Уфе здесь был публичный дом, что совершенно лишено всякого основания. Целый квартал публичных домов находился в старой Уфе по улице Б. Сибирской (теперь Мингажева). Здание, конечно, особое.
Построенное в 1907 году (по другим данным в 1912 году) купцами П. И. Костериным и С. А. Черниковым по проекту самарского архитектора А. Щербачева здание привлекает уфимцев красочным видом, необычностью форм и сочетаний. Внутри здания еще кое-что осталось от былого великолепия (лепные потолки, дубовые двери трехметровой высоты, ковровая мозаика полов, чугунные узорчатые лестницы). До революции дом сдавали купцам, приехавшим в Уфу. Загородная дача Костерина находилась в деревянном здании с живописным «петушком» рядом с автовокзалом

Павел Иванович Костерин был богатым купцом-хлебопромышленником, членом Попечительского совета торговой школы Уфимского Общества взаимного кредита, членом Присутствия по фабричным и заводским делам, заместителем председателя Общества взаимного кредита, гласным Городской думы В гражданскую войну тут был штаб белогвардейского генерала Ханжина.
В июне 1919 года в здании разместился политотдел 25-й Чапаевской дивизии во главе с Д. А. Фурмановым. Потом в здании были и военкомат, и Минсельхоз, и НИИ животноводства. Имя хозяина дома было забыто. Однако, глядя на этот дом, понимаешь, насколько оригинальной, непредвзятой, даже, шаловливой может быть архитектура. Не устаешь любоваться живописностью этого особняка. Он навевает мысли о прошлом, об истории города, о людях, имеющих средства и желание создавать шедевры зодчества.
Сейчас этот дом на улице Карла Маркса — здание таможни.

Дело обстоит так: «Справочная книга города Уфы на 1911 год» предлагала искать товарища (то есть заместителя) купеческого старосты Павла Ивановича Костерина и жену его Екатерину Павловну по адресу Александровская, 11 (то есть интересующий нас дом на углу Карла Маркса и Пушкина). О жене разговор особый, а пока сообщу — для самых упёртых — что версия о публичном доме, по утверждению Валентины Александровны Воеводиной, впервые прозвучала во время прогулки уфимских краеведов с Н.Н. Барсовым — большим, я бы даже сказал непревзойдённым, знатоком старой Уфы. И одновременно большим выдумщиком и шутником. Именно Барсов впервые поведал легенду об уфимской мадам Бовари — Е.А. Поносовой-Молло. Едва ли не главным в том рассказе было то, что Елене Александровне любовником был подарен дом. А вот документы говорят о том, что она этот самый дом купила на собственные деньги. И поспорить с этим не смог бы даже сам Барсов. Правда, Николай Николаевич никогда и не считал себя краеведом, то есть кропотливо роющимся в архивах человеком. Он любил повторять, что всего лишь рассказывает исторические анекдоты. Но, похоже, вкладывал в это слово не только прежний, но и современный смысл.
Побывав недавно в бывшем доме Костерина (ныне в нём Таможня Башкортостана), я впервые увидел его немыслимо красивые потолки, чугунную
лестницу и мозаичный пол, а также сохранившиеся с дореволюционных времён и тщательно отреставрированные двери. В зале для собраний мне показали барельефное изображение дамы, которая по утверждениям некоторых была любовницей Костерина . Интересно, подумал я: любовница на века? А потом я просто вспомнил этот великолепный «греческий» нос, эту аристократическую важность и надменность, узнаваемые даже в изображении в профиль.
Павел Васильевич Попов избирался городским головой два раза. Жена его Вера Трифоновна — урождённая графиня Ушакова. Это про неё писал М.В. Нестеров: «... кто не знает, что настоящая-то голова у головихи — Веры Трифоновны». Сохранились сделанные в
1856 году живописные портреты этой семейной четы. Но при чём здесь Поповы, скажет читатель, речь-то о Костериных. Так вот, уже упомянутый греческий нос, судя по портрету Павла Васильевича, являлся ярко выраженной родовой принадлежностью. А до замужества жена Костерина Екатерина Павловна, как, должно быть, догадался следящий за фабулой моего повеств
ования читатель, была Поповой.
Последняя четверть XIX века — эпоха расцвета фотографии. Портретов Костерина не известно, хоть и существует групповой снимок, на котором Павел Иванович обязательно есть. Сделан он, должно быть, в 1908 или 1909 году, после одного из заседаний комитета, организованного для строительства Аксаковского народного дома. А вот на сохранившихся в архиве потомков городского головы фотографиях семейства Костериных, к сожалению, выделить того или иного человека невозможно. Нет на них и дамы с «фамильным» носом. Тем не менее, вся Уфа знает её, можно сказать, в лицо. Целых восемь раз её портрет повторён на фасадах костеринского дома в виде так называемых маскаронов (если сравните со словом маска, будете абсолютно правы).
Легенда о том, что в виде маскаронов изображена жена Костерина , существовала давно. Но уж очень молодым выглядит лицо на стенах дома. А ведь в момент сооружения здания (происходило это в 1908 или около 1912 года) Екатерине Павловне было никак не меньше сорока (впрочем, при некотором усердии даты рождения, по меньшей мере, её и её детей, можно найти в метрической книге Александровской и Никольской церквей). Что же, значит, легенда не имеет подтверждения?
Выйдите-ка посмотреть на это ле
пное личико в солнечную погоду. Ещё лучше, если вы взглянете на него с достаточно высокой точки. Убедитесь, что молодая дама вдруг становится взрослой женщиной. А упомянутый «греческий» нос сразу бросится вам в глаза. Хоть это и не прямое доказательство, но шансы в пользу Екатерины Павловны очень высоки.
Так вот получилось, что дочь городского головы стала головкой, украсившей город. Как тут не вспомнить народную примету: дочь похожа на отца — это к счастью

Источник 1
Источник 2
Место на карте
Фото с сайта

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.